Приветствую Вас ГостьЧетверг
25.04.2024, 00:15 | RSS
Главная Каталог статей Регистрация Вход
Меню сайта

Категории каталога
Беременность [27]
Роды [13]
Детки от 1до 3 лет [9]
Малыши от 0 до 1 года [14]
Детишки от 3 до 6 лет [6]
Грудное вскармливание [11]
школьник [7]
Безопасность ребенка [10]
подросток [6]
Полезно знать [31]

Мини-чат
200

Наш опрос
Оцените мой сайт
1. Отлично
2. Хорошо
3. Неплохо
4. Ужасно
5. Плохо
Всего ответов: 148

Главная » Статьи » Детки от 1до 3 лет

Мы растем! Все о развитии ребенка от 1 года 6 месяцев до 1 года 9 месяцев
Период от 1 г. 6 мес. до 1 г. 9 мес. - этап новых возможностей в развитии ребенка. В этом возрасте поведение ребенка значительно меняется. "Ребенок растет, умнеет", - говорят взрослые, пытаясь объяснить феномен взросления крохи, но понять объективную выраженность этого явления им, как правило, не удается. Вместе с тем, мамам и папам желательно иметь более точные представления о раннем детстве ребенка. И здесь на помощь приходит наука.

Время постигать закономерности

Прежде всего, обратимся к показателям ориентировочно-исследовательского поведения малыша. Как известно, оно изначально носит безусловный (врожденный) характер. Иными словами - основывается на непроизвольном интересе к окружающему. Дитя, как губка, впитывает всю информацию из окружающего мира. При этом в разные периоды раннего детства ребенок обнаруживает разную степень возможного освоения того, что видит, слышит, ощущает и воспринимает. Ориентировочные процессы и их качественные характеристики показывают объективный уровень освоения информации из окружающего мира и связаны с формированием центральной нервной системы малыша. По мнению ученых, они имеют прямое отношение к созреванию мозга ребенка, к развитию высших психических функций: ощущений и восприятия, памяти, мышления, речи и т.п. Следовательно, изменения в активной ориентировке позволяют специалистам судить о познавательных процессах в умственном развитии маленького человека и зрелости его центральной нервной системы.

Исследования показали, что в 1 г. 6 мес. происходит качественный "скачок" в развитии ориентировочного поведения ребенка.

Во-первых, значительно повышается его активный интерес к окружающим предметам и игрушкам - дитя уже не только обращает внимание на их внешний вид (яркость цвета, необычную форму), его больше интересует процесс использования всех этих вещей и отношение к этому взрослых. То есть важна оценочная характеристика происходящего.

Во-вторых, в связи с вышесказанным, значительно более длительными и устойчивыми становятся поисковые, ориентировочные действия с предметами и игрушками. Дитя уже не манипулирует ими, а "изучает" их особенности. Кроху привлекают ситуации, в которых используется их функциональное назначение. Теперь на действия с предметами и игрушками малыш тратит в три, а к 1 г. 9 мес. - в четыре раза больше времени, чем раньше. Ребенок меньше отвлекается во время занятий и игр. Например, количество полных отвлечений уменьшается в 1 г. 6 мес. в четыре с половиной раза, а к 1 г. 9 мес. - в шесть раз. Кроме того, к 1 г. 9 мес. в поведении малыша появляется избирательность. Дитя "выходит" из игровой ситуации, которая обеднена эмоционально, не насыщена информацией, не несет в себе новизны, не дает достаточных поворотов сюжета и т.п.

Значительно меняется социальный статус малыша в ориентировочно-исследовательской деятельности. А активность ребенка в этом процессе весьма наглядно проявляется в общении со взрослыми. Точнее - в определенных формах этого общения:

в оценке ситуации по эмоциональному отношению взрослого (ориентировочное действие - "взгляд на лицо взрослого"): в ситуации непонимания ребенок вглядывается в лицо мамы, пытаясь уловить ее эмоциональное отношение к тому или иному событию;
в поиске сопереживаний со взрослым по поводу нового явления;
в активации взрослого с целью получения информации: смотрит на маму, ожидая разъяснений по тому или иному поводу.
Неужели ребенок так глубоко погружается в познание окружающего мира? - удивляются заинтересованные родители. Да, это так. Описанные выше ориентировочные действия говорят о том, что к 1 г. 9 мес. в активной ориентировке происходят огромные качественные изменения, выводящие малыша на новый более высокий уровень взаимодействия. Именно поэтому ребенок начинает реагировать не только на внешнюю сторону какого-либо явления, а ищет внутренние закономерности в нем.

Дитя не только констатирует (называет) предмет, игрушку, а находит какие-то связи, объясняющие ему "логику" присутствия данного предмета в жизни ребенка. И взрослый должен помочь ему в этом.

Ни минуты покоя!

Малыш в 1 г. 9 мес. очень подвижен. Он уже научился самостоятельно перемещаться в пространстве, забираться на высоту, спускаться вниз, менять направление движения и теперь наслаждается своими возможностями, повторяя и повторяя понравившееся действие. Малютку переполняет радость активного взаимодействия с окружающим миром, желание все постичь на собственном опыте. "Я сам!" - лозунг его жизни. Ребенок не теряет ни минуты времени: еще так много непознанного вокруг! Сама природа детства 1 г. 6 мес. - 1 г. 9 мес. закладывает в ребенке активную позицию освоения окружающего мира. Конечно, это проявлялось и раньше, но сейчас проходит на новом более высоком уровне, с более высокой степенью самостоятельности и активного действия. И это понятно, ведь к 1 г. 9 мес. малыш многому научился, а значит, можно говорить о приобретенном опыте.

Крохе не безразлично, что говорят и показывают ему взрослые, чему и как его учат, а также - кто это делает и какими методами. Следовательно, полноценная жизнь ребенка 1 г. 6 мес.- 1 г. 9 мес. - это организованная взрослым действительность, семейный быт и форма внутреннего взаимодействия. Малыш сейчас многого "ожидает" от взрослого окружения. И поэтому именно на этом этапе взрослые должны уделять ребенку как можно больше внимания, чтобы "заложить" фундамент его будущих возможностей и способностей.

Повзрослевший, но не взрослый

Нейрофизиологи отмечают, что именно в период 1 г. 6 мес. - 1 г. 9 мес. наблюдается качественный "скачок" в развитии отделов головного мозга ребенка, которые отвечают за познавательное и речевое развитие. В этот же период отмечаются позитивные изменения в ориентировочном поведении малыша - появляется относительная устойчивость, целенаправленность и избирательность в действиях. У ребенка отмечаются специфические исследовательские действия руки. Малыш, желая потрогать неизвестный предмет, в безопасности которого он не уверен, осторожно прикладывает вначале пальчик, а потом уже всю ладонь. В поведении ребенка появилась разумная осторожность, и ушла характерная для начала второго года тревожность, боязнь всего необычного. Особенно, если мама рядом. Она выступает как гарант безопасности. Если мама спокойна, значит, и тревожиться не стоит.

Однако было бы неправильным считать, что к 1 г. 9 мес. малыш становится разумным, организованным и полностью понятным для взрослых. Он по-прежнему импульсивен, эмоционален, хотя прекрасно понимает слова "можно" и "нельзя". Просто по сравнению с ранним периодом детства дитя более дипломатично "улаживает" свои дела. Ребенок не идет на прямой конфликт со взрослыми, в их присутствии не будет делать то, что ему строго запретили. Но стоит отвернуться, как проказник возвращается к задуманному. Дело в том, что интерес к жизни в этом возрасте у крохи - сродни одержимости страстью, это чувство одолевает малыша гораздо сильнее, чем в самом начале второго года жизни. Поэтому для малютки - большое испытание отказаться от своих "замыслов". Любопытство заставляет малыша заглядывать в коробочки, ящички, залезать в сумочки и т.п. Чувствуется настойчивость его желаний, стремление добиваться своего. Ребенок заявляет о себе как о существе, имеющем право на выбор и волеизъявление: "хочу" или "не хочу". Как относиться к его противодействию? Родители должны понимать, что поведение малыша следует рассматривать с учетом его возрастных особенностей, а не с точки зрения логики взрослого человека. Ведь любопытство взрослого - отрицательное качество, которое свидетельствует о невоспитанности человека. А любопытство малютки говорит о природе детства. В его основе - стремление познавать мир во чтобы то ни стало. Угасить это стремление - значит обеднить жизнь ребенка. Так стоит ли бороться с желанием малыша накапливать впечатления, информацию о предметах и их свойствах? Конечно, трудно смириться с упорным стремлением крохи, к примеру, смешивать рис с манкой в кухонном шкафу. Но, может быть, родители просто не сумели заполнить досуг своего ребенка чем-то более интересным? Например, изготовлением куличиков прямо на кухне, рядом с мамой. Организовать это занятие можно даже зимой, если с осени запасти специальный ящик с песком. Это лишь один из вариантов того, как повернуть детскую активность в полезное русло.

Еще один важный момент. Ребенок в этом возрасте не должен быть предоставлен сам себе, потому что он еще не умеет организовать свой досуг. Взрослый обогащает жизнь малыша, наполняя ее полезной информацией, поощряя и корректируя активность, любопытство и безудержный интерес ребенка к миру. В этом возрасте дитя еще не умеет самостоятельно выстраивать игровой сюжет, изображая кого-либо, не умеет играть вместе с детьми. Поэтому родители не просто присматривают за малюткой, а выступают партнерами в его занятиях, принимают активное участие в игре.

Если в предыдущие три месяца главным было накопление сенсорного опыта, развитие понимания речи, двигательных навыков (совершенствование ходьбы и действий руки), то сейчас происходит первая систематизация полученных ранее впечатлений и постепенный их перевод в речь.

Попробуйте, поймите!

Развитие активной речи во втором полугодии 2-го года жизни становится одной из главных задач. Именно общение со взрослыми приводит к еще более уникальному феномену в речевой практике малыша: у него появляется так называемая автономная детская речь. Ребенок пытается говорить на "своем" языке, отличном от общепринятого взрослого и упрощенном лепетными словами ("собачка" - "ав-ав"; "уточка" - "га-га"; "машинка" - "би-би" и т.п.). С этим явлением уже приходилось сталкиваться в предыдущие три месяца (от 1 г . 3 мес. до 1 г. 6мес.).

Такой детский язык отличается от обычного "взрослого", во-первых, фонетикой (звучанием слов); во-вторых - своей смысловой стороной (значением слов). Особенностью речи малышей этого возраста является яркая индивидуальность - у каждого ребенка свой "язык", понять который могут только близкие взрослые. Именно они, исходя из конкретной ситуации, связывают "авторские слова" с определенным смыслом того, что хочет сказать дитя. Например, "Тата гуга по. Авав Ляма гуга тoo..." (Таня гулять пойдет. Собака Альма гулять пойдет тоже). Или "Ката пака "а-а-а" (Катя плакала: "а-а-а"). Как видно из приведенных примеров, фонетика слов состоит из корней или начала слов (каша - "ка", молоко - "моко", киска - "ки" и т.п.), а по содержанию малыш может объединять слова по несущественным, ситуативным признакам. И все же - это активная речь малютки. Ребенок произносит, "изобретает" слова, желая передать информацию с помощью речи так, как он может. А главное - дитя заявляет о себе как равноправный собеседник, рассчитывая на диалог со взрослыми.

У всех ли малышей появление автономной речи обязательно? Конечно, каждый ребенок индивидуален. Некоторые с раннего возраста начинают говорить отчетливо, а есть и такие, которые больше молчат, их словарный запас очень скуден. Но существуют общие закономерности, характерные для большинства детей 2-го года, позволяющие выделить особенности речевого развития. Автономная речь - одна из них.

Взрослые должны правильно реагировать на автономную детскую речь. Ее появление закономерно, поэтому не может вызывать удивления или недовольства со стороны родителей. "Переводя" высказывания сына или дочери, мама и папа дают ребенку образец правильного произношения, интонационной выразительности. Малыш неисчерпаем в своем самовыражении, и автономная детская речь как раз и является примером этого.

Своеобразие автономной детской речи отражает особенности наглядно-действенного мышления малютки. На этой стадии детской речи не существует еще чисто словесного мышления, отделенного от конкретной наглядной ситуации. "Думать" с помощью слов вне наглядной ситуации дитя пока не в состоянии, хотя в недрах наглядно-действенного мышления крохи уже зарождаются начальные черты речевого мышления. Взрослые помогают малышу обозначать словом все, что развертывается перед его глазами, и вместе с тем как бы раскрывают ход своих мыслей, заключений, поясняют, подтверждают или опровергают его собственные предположения, догадки. Как показывают исследования ученых, в активной речи малыша 1 г. 6 мес. - 1 г. 9 мес. присутствуют вопросы, связанные с установлением причинно-следственных отношений. Ситуации очень простые, но они показывают, что дитя пытается понять, например, почему мальчик смеется (потому что ему подарили машину), почему девочка испугалась (потому что к ней подошла собака) и т.п. Автономная речь - это еще один этап, выводящий малыша на более высокий уровень взаимодействия с социумом. К концу раннего детства она сменится более совершенной формой. Улучшится произношение, появится правильный грамматический строй. И это прекрасно. Но вместе с этим уйдет и неповторимый период раннего детства. Родители должны помнить об этом и наслаждаться своим ребенком каждый час, каждый день, каждую минуту этого прекрасного времени, когда они так необходимы, интересны и незаменимы для него. Ребенок доступными для него средствами постоянно подтверждает это.

Основные педагогические условия развития активной речи малыша 1 г. 6 мес. - 1 г. 9 мес.

Взрослым необходимо:
включать речевое общение в активную практику освоения окружающего мира ребенком;
создавать в повседневной жизни малыша ситуации, вызывающие необходимость в речевом контакте со взрослым;
практиковать ситуации, вызывающие у ребенка интерес и желание входить в речевое общение с близкими;
побуждать к активной речевой практике как к одному из путей познания социального и природного окружения (поведение и деятельность людей, их отношения в социуме, взаимодействие с природой и животным миром);
использовать речь как средство воспитания личности ребенка, оказывая влияние на его поступки не только с позиций запрета - "можно" или "нельзя", но и с точки зрения оценки самого поступка - "хорошо" или "плохо";
учить пользоваться речью. Подводить малыша к мотивации своих действий, основываясь на их результате, и таким образом закладывать в поведении ребенка элементы самоорганизации, нравственно-этического воспитания;
давать правильный образец речи, используя прямой (диалог) или косвенный (монолог) речевой контакт с ребенком;
постепенно вытеснять из активного словаря ребенка лепетные (облегченные) слова, заменяя их общеупотребительными;
внимательно, относиться к автономной речи малыша, формируя звукопроизношение отдельных слов на основе речевого подражания. Побуждать к произнесению простых предложений из 2-3 слов.
[hide]
Прогресс по всем направлениям

Дитя изначально видит перед собой целостную картину мира, хотя и многого еще не понимает. К 1 г. 9 мес. малыш уже способен понимать действия человека и животных, которые связаны с выражением желаний (потребность есть, пить, спать и т.п.), физических состояний (холодно, жарко, мокро и т.п.), эмоциональных проявлений (испугался, обрадовался, заплакал, застеснялся и т.п.), а также сочувствием и помощью (например, "пожалей зайку, он испугался" или "угости белочку - ей хочется съесть орешек" и т.п.). На конкретных примерах собственного отношения к миру, используя показы с куклой и игрушками, изображающими животных, взрослый способствует формированию у малыша добрых чувств, доброжелательности к взрослым и детям, бережного отношения ко всему живому. Это начало нравственно-этического воспитания.

Значительные изменения к 1 г. 9 мес. происходят и в умственном развитии ребенка. Он умеет решать несложные задания на соотнесение и группировку предметов. Если раньше малыш справлялся с дидактическим заданием по формуле "Найди такой же!" (кубик, шарик, картинку, куколку и т. д.), то теперь он может справиться и с более сложной задачей: "Дай такой же, но..." (кубик большой и такой же, но маленький, шарик красный и такой же, но зеленый и т.п.). Предметная игра - по-прежнему ведущая деятельность малютки, но она уже опирается на более развитые аналитико-синтетические связи в коре головного мозга. А это значит, что дитя уже делает обобщения по существенным признакам в зависимости от поставленной перед ним задачи (находит одинаковые игрушки и раскладывает их по величине, форме или цвету; так же поступает и с картинками, предметами быта и т.п.).

Пришедшее к ребенку ранее умение использовать предметы по их назначению к 1 г. 9 мес. оформляется в развитую сюжетно-отобразительную игру: малыш метелкой подметает дорожку, совком нагружает песок в ведерко. Он продолжает с интересом наблюдать за действиями взрослого: ребенку важно видеть, как ведет себя мама или другой человек, и понять, для чего он использует те или иные предметы. При этом кроха проявляет интерес не только к предметам, но к действиям с ними. И это понятно. Овладение функциональными действиями без показа взрослого невозможно.

Деятельность с учетом значения вещей, многократные воспроизведения общих схем их использования применительно к разнообразным ситуациям развертываются в особую форму игры - предметную игру по содержанию и сюжетно-отобразительную по своей направленности. Дитя кормит куклу из ложечки, поит из чашки, купает в ванночке, качает в колыбели и т.п. Что это значит? Малыш "проигрывает" с куклой фрагменты своей собственной жизни. Ребенок отображает, но не берет на себя какую-либо роль. Неслучайно малыш в этот период интенсивно "учится", как отмечалось выше

Источник: http://www.2mm.ru/

Категория: Детки от 1до 3 лет | Добавил: Карамелька (28.09.2009)
Просмотров: 1482 | Рейтинг: 0.0/0 |
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Форма входа

Поиск

Друзья сайта
Наш лучший

Статистика

Тут всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Copyright MyCorp © 2024