Многие родители сталкиваются сегодня с проблемой: ребенок не хочет читать. С трудом уговоришь его пролистать произведение из школьной программы, а по собственной инициативе он возьмет в руки разве что новомодного Гарри. Почему так происходит? Рассмотрим некоторые причины нелюбви детей к чтению. Часто дети просто не знают, что читать — это интересно. В детстве им не читали сказки на ночь, в детскую библиотеку они не записаны, то, что читают на уроках, — неинтересно. Ребенок даже не подозревает, что это такое — читать книгу просто так, для себя. Стоит такому ребенку прочитать подряд 2-3 действительно интересные книги (пусть это будут просто приключения, вовсе не обязательно глубокое и полезное произведение), и он «втянется» в чтение. Сам ребенок не возьмет в руки книгу, — ему нужна помощь родителей. Не спешите ругать ребенка за то, что он не читает книги даже по школьной программе. Быть может, в этом виноват не только он. Обратите внимание на себя. Когда вы в последний раз читали книгу? Что это было — одноразовый детектив или русская классика? Согласны ли прямо сейчас начать читать, скажем, пьесы Островского? А ведь ребенок бессознательно берет с вас пример во всем, видит, как вы сами относитесь к книге. Часто не любят читать дети, которые поздно научились это делать (около 8 лет). Был упущен так называемый «сензитивный период» (периоды развития, в которые развивающийся организм бывает особенно чувствительным к определенного рода влияниям окружающей среды, периоды оптимальных сроков развития определенных сторон психики), как следствие — большие технические трудности в овладении словом. А что плохо дается, то и не любится. Многим детям прививают отвращение к книге в школе. Многие учителя ведут обучение безграмотно, уроки чтения доставляют ребенку отрицательные эмоции или как минимум оставляют равнодушным. В результате опять — нечитающий ребенок. Учитель может формировать неправильное отношение к чтению, ограничиваясь поверхностным анализом произведений, не показывая их связи с жизнью, поощряя неосмысленное чтение, чтение на скорость (пресловутая техника чтения) и т.д. Ребенок может не читать из-за общего волевого недоразвития. С малых лет он привык, что все ему дается легко, родители выполняют все просьбы, бабушка сама рассказывает сказки, в общем, все желания исполняются. А чтобы читать, нужно прикладывать усилия. Во-первых, нужно научиться читать. Во-вторых, нужно иметь воображение и затрачивать умственные усилия, чтобы образно представить себе героев, пережить вместе с ними какие-то сцены, переварить сложный стиль автора и т. п. Куда проще открыть журнал комиксов или посмотреть диснеевский мультфильм. Ярких стимулов предостаточно, впечатления получены, особо задумываться не требуется — красота! Иногда бывает так: в детстве ребенок читает запоем, везде, где только можно, а подрастет — перестает. Почему? Возможно, чтение просто «приелось». Все хорошо в меру. Умная книга пробудила умную мысль, — а что дальше с этой мыслью делать? Нужно как минимум — записать ее, как максимум — сделать ее достоянием других, чтобы они тоже вместе с ребенком могли подумать на эту тему. Вот почему так важны читательские дневники и совместные обсуждения. На основе прочитанной книги можно устраивать диспуты — почему бы и нет, если у ребенка есть читающие друзья. Главное — не полениться и организовать все это. Эта «околокнижная» жизнь избавит ребенка от инертного чтения. И все-таки в любом случае много читающий в детстве человек и когда вырастет — все равно испытывает большую потребность в книге, чем население в среднем. Общее снижение интереса к чтению — это, конечно, и влияние времени. В обществе уже нет культа книги, нет всеобщей заразительности, когда одна потрепанная книжка переходила из рук в руки, и не прочитавший ее был бы не понят. Нет дефицита книг — а что доступно и незапретно, то неинтересно. Кроме того, наш век — информационный. Что это значит? Ушли на второй план чувства, отношения, главное — это информированность. Поэтому так привлекают детективы: никогда не знаешь, чем там все закончится. А что классика? Размышления, отступления, что будет в конце — и так ясно… В общем, «тягомотина». Так же поведет себя ребенок и в жизни: главное — поступки, а мысли, чувства, отношения — на заднем плане. Более того, информации (стимулов) нас окружает слишком много. ТВ, компьютер, музыкальные центры, реклама звуковая и визуальная и пр. — сопровождают нас всегда и везде. Осталось очень мало возможностей побыть в тишине, не наблюдать ярких плакатов на стенах и т. п. В результате психические возможности истощаются, не хватает сил на дополнительные душевные усилия по чтению. При наличии большого количества информации далеко не всегда она оказывается качественной. И ребенок это тоже прекрасно чувствует. Раз взял книгу — она оказалась плохой, второй — опять, в третий уже не захочется. Не у каждого есть умение и терпение отбирать из моря предложений действительно хорошие и качественные. А читать что попало, может быть, даже хуже, чем не читать вообще. С детской литературой дела обстоят плохо. Книг о близком для ребенка, о его сверстниках, о современной жизни очень мало. Троллями и космическими пришельцами нельзя надолго зацепить человека. Разнообразные красочные энциклопедии для детей предназначены не для чтения, а для стояния на полке в рядочек. В таких книгах можно найти любую информацию, полюбоваться на картинки, но просто читать ее невозможно — слишком много информации, слишком мало для души. Что дает нам чтение? Это общая грамотность и кругозор, развитие моральных навыков и умение выразить свои мысли и чувства, помощь в общении и социализации, овладение чувством языка, внимательное отношение к слову, способность различать его эмоционально-смысловые оттенки, что такое хорошо, что такое плохо. Если вы хотите, чтобы ваш ребенок читал, обратите внимание, прежде всего, на себя — что вы для этого делаете и что вы делаете наоборот, что могли бы изменить и чем поступиться. Не делаете ли каких-нибудь ошибок, не слишком ли навязчивы? Желаем вам удачи в нелегком деле приобщения ребенка к миру книг.
|